Русская православная церковь отмечает в субботу Рождество Христово — второй по значимости после Пасхи «великий двунадесятый» (один из двенадцати главных) праздник.
В ночь на субботу патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает праздничное рождественское богослужение в кафедральном соборном храме Христа Спасителя, где собрались тысячи верующих. Праздничные службы проходят во всех действующих храмах России и во многих русских приходах за рубежом (всего в мире насчитывается свыше 29 тысяч приходов РПЦ).
В праздник Рождества Христова на телеканале «Россия-1» в 12.00 выйдет в эфир интервью патриарха Кирилла, в котором предстоятель РПЦ подведет итоги завершившегося 2011 года и даст оценку различным событиям церковной и общественной жизни.
В воскресенье, 8 января, в 9.45 на Первом канале будет показан очередной выпуск авторской программы патриарха Кирилла «Слово пастыря», посвященный празднику Рождества Христова.
История праздника
Согласно евангельскому преданию, когда римский император Август (Иудея входила в состав Римской империи) объявил перепись населения и каждый должен был записаться именно там, откуда был родом, праведный Иосиф отправился с обрученной ему девой Марией в родной Вифлеем.
В гостинице там не оказалось свободных мест, поэтому Иосиф и Мария нашли приют в пещере, куда загоняли домашних животных (на древнеславянском — вертеп). В этом вертепе и родился Спаситель. Младенца Богородица положила в ясли. Первыми поклониться воплотившемуся Богу пришли пастухи, которых известил ангел. Вслед за ними пришли волхвы (восточные мудрецы-язычники), узнавшие о свершившемся чуде по появлению на небе необычной звезды. Эта звезда привела волхвов к месту рождения Иисуса и потому именуется Вифлеемской.
Праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвозвещает искупительный подвиг Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей.
Традиции празднования Рождества
По уставу Русской православной церкви, празднику предшествует 40-дневный Рождественский пост, который начинается 28 ноября и длится по 6 января включительно.
В рождественский сочельник, 6 января, многие благочестивые верующие вообще не едят, а к 22.00 идут в храм, где служатся повечерие, утреня и божественная литургия. Лишь при появлении первой звезды — символа Вифлеемской — можно попробовать сочиво (постное блюдо, которое чаще всего готовится из пшеницы или риса с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня — сочельник.
После праздничного ночного богослужения 7 января православные поздравляют друг друга с праздником и разговляются (прекращают пост). В этот день на Руси традиционно устраивались пышные застолья. Дети ходили по домам с «вертепом» — маленьким ящиком, оклеенным цветной бумагой, в котором с помощью укрепленных на оси кукол разыгрывались сцены на сюжет о рождении Христа. За это представление, сопровождавшееся пением, дети получали подарки. В некоторых местах, в частности на Украине, этот обычай сохраняется и по сей день.
Дома и церкви на Рождество украшают елями и хвойными ветвями, которые символизируют вечную жизнь, а традиция наряжать рождественскую ель связана с образом райского дерева, изобилующего плодами.
Праздничные службы в храмах 7 января продолжаются до позднего вечера. Вслед за Рождеством по церковному календарю наступают святки — время особой духовной радости и продолжения празднования. В эти дни (с 8 по 17 января) отменяются однодневные посты по средам и пятницам.
На второй день после Рождества, 8 января, когда Церковь отмечает праздник под названием Собор Пресвятой Богородицы, патриарх Кирилл возглавит в 9.30 мск божественную литургию в исторически главном храме Московской Руси — Успенском соборе московского Кремля.
В этот же день предстоятель РПЦ совершит великую вечерню в Храме Христа Спасителя. Начало богослужения — в 16.00.
Разница в календарях
Праздник Рождества в ночь на 7 января (по новому стилю) вместе с Русской православной церковью встречают еще три поместные церкви (Иерусалимская, Сербская и Грузинская православные), а также афонские монастыри (в Греции), католики восточного обряда и некоторые протестанты, придерживающиеся юлианского календаря.
В Западной Европе в XVI веке при папе Римском Григории XIII была проведена календарная реформа, заменившая юлианский стиль на григорианский (по имени понтифика) — чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным. Новый календарь принят в католической и большинстве протестантстких церквей. Россия перешла на григорианский календарь ("новый стиль") в 1918 году.
В 1923 году по инициативе Константинопольского патриарха состоялось совещание православных церквей, на котором было решено исправить юлианский календарь — чтобы также сократить отставание от астрономического года и сделать шаг навстречу англичанам, в то время оккупировавшим Стамбул. Русская церковь, подвергавшаяся гонениям в Советской России, не смогла участвовать в совещании, но патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на новоюлианский календарь. Однако после протестов прихожан оно менее чем через месяц было отменено. В Греции новый календарь закрепился, хотя также вызвал многочисленные протесты и даже породил продолжающийся доныне церковный раскол. Последовать реформе отказались афонские монашеские обители и Иерусалимская церковь.
Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, григорианского — за 3,333 тысячи года, а новоюлианского — за 40 тысяч лет. Григорианский и новоюлианский календари сейчас совпадают, разница в день накопится между ними к 2800 году. Юлианский календарь отстает от двух других на 13 дней. Таким образом все остальные 11 православных церквей (кроме Русской, Иерусалимской, Сербской и Грузинской), большинство католиков и протестантов отпраздновали Рождество в ночь на 25 декабря.
Священнослужители разных христианских конфессий отмечают, что расхождение в дате празднования Рождества не связано с вероучением, а обусловлено лишь отличиями в календарях, которых традиционно придерживается та или иная Церковь. Кроме того, на определение даты праздника для многих приходов той или иной конфессии и Церкви влияет специфика местности и календарные предпочтения большинства местного населения. Так, Польская православная церковь празднует Рождество по григорианскому календарю, но на востоке, в Белосточине, где живет большинство польских православных, праздник отмечают 7 января.
Некоторые приходы РПЦ в дальнем зарубежье, состоящие преимущественно из местных жителей, отмечают Рождество по новому календарю, 25 декабря. Зато многие католики восточного обряда, в частности Украинская греко-католическая церковь, встречают Рождество по юлианскому календарю, то есть 7 января по новому стилю. Вместе с православным большинством и католиками восточного обряда 7 января Рождество празднуют и некоторые российские протестанты.
По материалам «РИА Новости»