Вчера Аргентина прощалась с легендарной певицей Мерседес Сосой, умершей в воскресенье на 75-м году жизни. Она удостоилась почестей, которые обычно воздают лишь главе государства. В стране объявлен трехдневный национальный траур, прощание с певицей проходило в стенах конгресса, а вместе с родными Сосы в похоронной процессии шла президент страны.
Смерть Мерседес Сосы погрузила в траур всю Южную Америку. Она была не просто великой певицей, вместе с соратниками по движению Nueva Cancion стряхнувшей в 1960-х годах пыль с фолк-музыки, совместив жанр баллады с народными инструментами, лирику с социальным пафосом. Соса — один из последних символов романтической эпохи Че и Альенде, городской герильи и Виктора Хары.
Она выступала в Сикстинской капелле (1994), Карнеги-холле (2002), Колизее (2002). Пела с Лучано Паваротти, Стингом, Джоан Баэз, Шакирой, Рэем Чарльзом, а на последнем своем диске, который не смогла лично представлять из-за болезни, даже с отвязными пуэрто-риканскими рэперами Calle 13. Всего Соса выпустила 40 альбомов, но для всего мира осталась прежде всего несравненной исполнительницей песни "Gracias a la Vida" с диска (1972), посвященного чилийской поэтессе и певице Виолетте Паре.
Аргентина узнала ее и полюбила после выступления на фестивале 1965 года в Коскине, когда ее, уже подумывавшую о том, чтобы распрощаться с певческой карьерой, открыл для широкой публики певец Хорхе Карруне, Европа — после того, как эмигрантка Соса в 1980-1981 годах пела на сцене парижских театров. Дело в том, что она симпатизировала Компартии, не поддержавшей хунту, захватившую власть в 1976 году и каленым железом выжигавшую левацких конкурентов, коммунистов, а заодно и все, что двигалось. Коммунистов генералы оставили на десерт. В 1979 году Сосу арестовали прямо на концерте в Мар-дель-Плата. Ей повезло: она сумела эмигрировать в Испанию, потом — во Францию. Вернулась она на родину в 1982 году уже национальной иконой.
Прозванная La Negra за свои иссиня-черные волосы, она была индианкой из бедных кварталов северного города Тукумана, где, по завещанию, развеют часть ее праха. Ее глубокое густое контральто было таким богатым инструментом, что не то что каждый ее концерт, а каждая песня становилась настоящим спектаклем. Уникальность интонации поддерживали движения рук певицы, пребывавшей на сцене почти неподвижно в своем красном или черном, но с красным орнаментом пончо. Руки то складывались в молитвенный жест, то взывали к залу, то кокетливо поправляли копну волос. Тяжелые веки закрывали глаза, она начинала песню, словно в шаманском трансе, но когда глаза открывались, это было почти что катарсисом.
Несколько лет назад Соса в интервью лаконично резюмировала свою жизнь. "Я певица. Я вдова. У меня есть сын Фабиан Эрнесто и две внучки. Я вожу маленький Audi. Я была очень больна и встретила Бога. Я прогрессистка. Я посол ЮНИСЕФ". "Gracias a la vida", спасибо жизни.