Необычное явление обнаружено в соседней с нами галактике М87 - фотоны мощность который в триллион раз превышает мощность фотонов видимого света были обнаружены почти в самом центре данной галактики. До недавнего времени астрономы не имели объяснений того, откуда могли взяться подобные источники энергии.
Теперь такое объяснение есть - в центре М87 зафиксирована сверхмасивная и не совсем обычная черная дыра, радиация которой производит высокочастотные гамма-лучи.
«Нам удалось обнаружить схожие эффекты в 25 других галактиках, но ранее мы не могли понять, откуда они происходят. Только в случае с М87 удалось точно детектировать источник высокочастотных гамма-лучей, им оказалась сверхмассивная черная дыра», - рассказывает Маттиас Белейк, астрофизик из Университета Вашингтона.
Исследователи говорят, что в данном случае материя с огромной скоростью и силой обрушиваются в черную дыру, производя вокруг нее аккреционный диск. Часть летящей материи разгоняется до скорости света, разогревается и начинает ярко светиться, производя яркие световые струи. Однако до сих пор оставался неясным вопрос о происхождении высокочастотного (43 гигагерца) излучения.
Одна из гипотез исходит из того, что обычные потоки гамма-лучей происходят из аккреционного диска, однако вылетая из диска они неминуемо взаимодействуют с протонами и электронами содержимого диска в результате чего создается подобное уникальное излучение. Вместе с тем, очевидно и другое - для создания подобных условий и черная дыра должна быть не совсем обычной.
«Подобный механизм ускорения требует наличия сильных магнитных полей, которые есть в наличии у горизонта событий черной дыры. Для создания высоких частот нам нужна очень высокая энергия», - говорит ученый.
Более точные подсчеты показали, что сверхмассивная черная дыра в центре М87 обладает массой, которая в 6 млрд раз превышает массу Солнца. «Тот факт, что дыра способна ускорить элементарные частицы до таких скоростей и создать такие условия, позволяет нам по-новому взглянуть на саму природу сверхмассивных черных дыр», - говорит Белейк.