Известные столичные политики (такие, как оппозиционер Дмитрий Гудков), раскрученные политологи (Алексей Мухин, Михаил Делягин) и даже эпатажные блоггеры (Лена Миро) стали невольными участниками широкой оппозиционной коалиции, формируемой сегодня челябинским олигархом Александром Аристовым и местным политиком Андреем Барышевым, сообщает Московский комсомолец.
Как подозревает газета «Московский Комсомолец», пул из московских «звезд», изначально формировавшийся для критики южноуральского губернатора Михаила Юревича, может быть использован для создания в регионе антиправительственных настроений. Пока его участников, некоторые из которых придерживаются диаметрально противоположных политических взглядов, не смущает ни соседство с местными «братками», ни аналогии с деятельностью Михаила Ходорковского, которые возникают у наблюдающих за нынешними попытками Аристова и Барышева установить монопольный контроль за оппозиционной активностью на Южном Урале.
Причины нынешней активности Аристова и Барышева СМИ видят в том, принадлежащий Александру Аристову Челябинский Электрометаллургический Комбинат (ЧЭМК) был поставлен перед необходимостью укрепить налоговую дисциплину и повысить отчисления в региональный бюджет. Произошло это сразу после того, как в 2010 году губернатором области стал Михаил Юревич. Новое руководство региона, в частности, представило в компетентные органы документы, свидетельствующие об отрицательной налоговой нагрузке этого предприятия. Сообщалось, что на протяжении нескольких лет ЧЭМК не просто не платил налогов в бюджет, а бюджету еще приходилось ему доплачивать.
Кроме того, в области с приходом губернатора Михаила Юревича было усилено внимание к экологическим проблемам. Жители Челябинска при поддержке областных властей потребовали от владельцев экологически вредного, расположенного в центре города ЧЭМК принятия реальной, а не бумажной программы перевооружения производства, суммарной стоимостью в несколько миллиардов рублей. В ответ, комбинат пригрозил массовыми протестами работников. Это, по предположениям СМИ, было воспринято руководством области как прямой агрессивный шантаж не только региона, но и федерального центра.
Помимо экономических мотивов, местные наблюдатели называли еще и криминальную подоплеку нынешней оппозиционной активности в регионе. Сообщалось, что за оппонентами властей может стоять полноценное преступное сообщество - так называемая «калининская семья», претендующая на возврат себе влияния на местную политику и экономику. Сообщалось, что у Александра Аристова имелась судимость - по сведениям журнала «Власть», в ноябре 1976 года он был осужден по статьям 147 и 196 УК РСФСР (мошенничество в особо крупных размерах и подделка документов), а в начале 90-х Аристов обвинялся в незаконных операциях с металлами и вымогательстве, некоторое время провел в следственном изоляторе.
А совсем недавно неизвестные лица порезали колеса служебным машинам, припаркованным в Челябинске у администрации Металлургического района. По мнению представителя местных правоохранительных органов, это явно была акция устрашения, поскольку 1 ноября городские власти планировали демонтировать павильон, незаконно установленный на газоне рядом с жилым домом всего несколько дней назад. Сообщалось, что этот объект, как и еще 50 ему подобных, контролируется депутатом Заксобрания области от «Единой России» Андреем Барышевым.
Между тем, антигубернаторская кампания, инициированная в московских СМИ и популярных блогах, на местном уровне явно перерастает в антиправительственную. К примеру, что в сюжетах подконтрольного Барышеву и Аристову телеканала СТС-Челябинск уже проскальзывает недовольство полпредом президента в УрФО Игорем Холманским и Уралвагонзаводом. А посетивший Челябинск оппозиционный политик Дмитрий Гудков, по показаниям очевидцев, вовсе не ограничился обсуждением идеи возврата к прямым выборам мэра областного центра, а прямо обсуждал с местными активистами возможность формирования в области широкой антипутинской коалиции.
Однако, в отличие от столицы, в которой «белоленточная» электоральная группа изначально была представлена довольно широко, в Челябинской области рейтинг Владимира Путина никогда не опускался ниже 63%, а протестные митинги никогда не пользовались популярностью. Противоестественность нынешнего создаваемого Аристовым и Барышевым на Южном Урале «оппозиционного пулла» выдает не только включение в него исключительно московских «гастролеров», но и тот факт, что у этого проекта один, легко определяемый источник финансирования. И антиправительственные телевизионные сюжеты, и выходящие сейчас в Челябинской области 500-тысячными тиражами оппозиционные газеты финансируются напрямую через структуры Андрея Барышева. А, к примеру, директором «СТС-Челябинск» числится сегодня некий Гия Лухуташвили, который по совместительству является руководителем дворца культуры принадлежащего Александру Аристову ЧЭМК.
СМИ констатируют, что даже сами участники формируемой Александром Аристовым и Андреем Барышевым «широкой оппозиционной коалиции» могут оказаться очень недовольными соседством друг с другом, а также теми задачами, которые им могут продиктовать реальные интересанты разворачивающихся на Южном Урале процессов.