Исследователи под руководством Клаудии Фриц из парижского университета выступили с шокирующим заявлением: в легендарных скрипках Страдивари нет ничего примечательного. К такому выводу они пришли после того, как во время эксперимента опытные скрипачи не смогли отличить творение великого мастера от современных фабричных инструментов. Более того, участники забраковали скрипку великого мастера, заявив, что она звучит хуже современной.
Для того чтобы раскрыть секрет, что делает скрипки Страдивари особенными, исследователи пошли на хитрость. Они решили провести так называемый "слепой метод" тестирования ("blind test"), чтобы избежать предвзятых суждений. Ни участники эксперимента, ни экспериментаторы не знали, на какой скрипке исполняется музыкальный отрывок.
В качестве добровольцев выступили именитые скрипачи. Им вручили шесть инструментов, из которых два были сделаны Страдивари, одна - другим известным мастером прошлого Гварнери, а остальные являлись современными изделиями.
Скрипачей попросили определить, на какой скрипке они играют и какая им больше нравится по звуку. Для эксперимента была выбрана комната с хорошей акустикой, чтобы не подпортить результаты.
Каково же было удивление исследователей, когда они услышали мнения участников эксперимента. Начнем с того, что ни один из музыкантов не смог понять, на какой скрипке он играет. Большинство из них не смогли определить, старый или новый инструмент они держат в руках. Лишь трое правильно указали на скрипку великого мастера. А семеро участников вообще так и не смогли сделать выбор.
Когда же их спросили, какая скрипка лучше всего звучит, то предпочтения скрипачей оказались не на стороне творений Страдивари и Гварнери. Фаворитом стал инструмент одного из известных производителей нашего времени. Справедливости ради стоит отметить, что некоторые все же выбрали скрипку 300-летней давности, однако их было меньшинство.
Эти результаты были восприняты неоднозначно как музыкантами, так и специалистами в области акустики. Многие назвали работу неубедительной и указали на ряд ошибок, которые, по их мнению, содержались в исследовании. Поддержал своих коллег ученый Йозеф Надьварь из Техасского университета.
Сам он давно занимается изучением инструментов, выполненных Страдивари. Из 100 проанализированных им экспонатов только четверть, по его утверждению, являются показателями хорошего качества. "На этом и держится репутация итальянского мастера. Он выполнил только несколько инструментов достойного качества, остальные же не выдерживают критики. В процентном соотношении только 20% всех его скрипок заслуживают внимания", - заявил Надьварь.
Клаудия Фриц склонна согласиться с американским коллегой. Она считает, что мнение о качестве скрипок держится исключительно на репутации. "По крайней мере, об этом говорят результаты теста, который проводился максимально непредвзято", - заключила она.