Арнольд Бутов, Светлана Шевелева, Сергей Абрамов и Варвара Комиссарова о том, какими методами можно бороться с фальсифицированной и некачественной едой
В прошедший четверг на заседании комиссии Мосгордумы по экономической политике столичная мэрия не постеснялась сообщить, что в ее распоряжении не имеется «достоверной информации о реальной ситуации» с качеством и безопасностью реализуемых продуктов питания, потому что в городе отсутствует «постоянный и системный мониторинг» на этом рынке, пишет «Коммерсантъ».
А между тем Главный санитарный врач Москвы Николай Филатов сообщил, что Роспотребнадзор провел порядка 100 тыс. лабораторных исследований продуктов питания, поступивших в столичные магазины. «Около 9,5% из них не отвечают нормативам» - резюмировал Николай Филатов. Причем, по его словам, это результаты только плановых проверок, к которым предприниматели обычно готовятся.
По словам заместителя руководителя департамента торговли и услуг города Дмитрия Краснова, около 70% потребителей в городе откровенно недовольны качеством приобретаемых в рознице продуктов питания. Что нужно сделать для того, чтобы снизить для москвичей уровень опасности от фальсификатов и низкого качества продуктов питания? С этими вопросами «АиФ» обратился к своим экспертам.
Светлана Шевелева, д.м.н., зав. Лабораторией санитарно-пищевой микробиологии и микроэкологии Института питания РАМН:
- Ничего удивительного в сложившейся ситуации с безопасностью и качеством продуктов в столице я не вижу. Последние два десятилетия была практически уничтожена система ГОСТов, заменяемая различными ТУ (техническими условиями) для различных производителей. Цель была благая – насытить рынок продуктами питания, но на деле ослабление требований к качеству обернулось огромным количеством низкопробных продуктов, а также различных фальсификатов. А это уже – прямая угроза здоровью населения и речь идет о пищевой безопасности. Я думаю, что нужно возрождать четкую систему контроля безопасности продуктов питания, жестко регламентировать производство и реализацию.
Арнольд Бутов, президент Российского национального союза пчеловодов:
- Я думаю, что цифры количества фальсификата, упомянутые Роспотребнадзором, на самом деле еще выше. Фальсификата, иногда откровенно вредного для здоровья потребителя, сейчас на рынке ужасающее количество. А что же вы хотите? Ведь практически нет надзорных органов, которые бы имели полномочия и средства настоящего контроля качества продуктов в магазинах и на рынках. А ведь это – здоровье нации, на нем нельзя экономить. Нужны четкие критерии качества и аппарат, их требующий и самыми широкими полномочиями.
Сергей Антонов, член Российской Ассоциации Сомелье:
- Я согласен с тем, что на рынке продуктов, и, в частности, на рынке алкоголя – огромное количество фальсификата. Зачастую не просто вредного для здоровья, но и опасного для жизни. Очень жаль, что у нашей власти нет точных цифр на сей счет. Поэтому, спасение утопающих – дело рук самих утопающих! Покупателям нужно самим быть очень внимательными и не поддаваться на уловки дешевизны. Не покупайтесь на дешевую халяву! Внимательно изучайте этикетку. Обращайте внимание на то, как наклеена акцизная марка, какая пробка, как напечатана сама этикетка. В конце концов, не покупайте в сомнительных магазинчиках. Лучше всего покупать в нормальных супермаркетах. У сетевиков есть система жесткого контроля за продукцией поставщиков – вот на нее и можно в какой-то мере рассчитывать.
Варвара Комиссарова, певица:
- Мне кажется, что основная проблема в разных ГОСТах и ТУ. Каждое предприятие может сделать свой рецепт какого-то продукта и выпускать его в продажу. Главное, чтобы там не было ядовитых веществ, а остальное - уже не так важно. Поэтому и получается, что у нас в паштете, например, нет мясной составляющей, а сыр слабо пахнет молоком. Нужны более серьёзные правила по приготовлению конкретных продуктов, хотя бы самых важных, так называемых - товаров народного потребления. Ну и ввести серьезное наказание за нарушения: для начала, снятие недоброкачественного товара с производства (с возможным запретом выпуска подобных товаров, подобно тому, как врачам запрещают продолжать медицинскую практику), денежный штраф, заканчивая закрытием предприятия.
http://www.aif.ru/society/opinions/1776