Статья Дмитрия Медведева спровоцировала вторую волну оттепельных иллюзий, сравнимую с цунами. Евгений Гонтмахер в
«Ведомостях» предположил, что стране нужен лидер типа Горбачева и им мог бы стать Ходорковский, патриарх Кирилл или нынешний президент. Игорь Юргенс в интервью Reuters высказался за открытое соревнование между Медведевым и Путиным, который рискует стать вторым Брежневым.
Удивительно, как несколько церемониальных фраз главы государства и уклончивое выступление перед представителями отечественной и зарубежной политологической попсы способны всколыхнуть сознание элит. Россия все-таки остается логократией — слова по-прежнему воспринимаются всерьез на фоне не то что дефицита — отсутствия дел.
Нет сомнений в том, что все модернизации (либерализации, вестернизации — нужное подчеркнуть) России начинались сверху — и хрущевская оттепель, и косыгинская «либерманизация», и горбачевская пере
стройка, и гайдаровские реформы. Лишь пере
стройка была поддержана снизу, что способствовало скорому развалу СССР: Горбачев был, конечно, лидер, но в последние года три перестройки он стремглав бежал впереди лавины демократизации, которая могла поглотить его вместе с СССР (что и произошло). Отсюда и его реформы, которых он скорее боялся. Но он повиновался железной исторической логике. Лидерство Ельцина было того же сорта, просто он обладал феерической интуицией, подсказывавшей ему порядок действий.
Сейчас (во всяком случае пока) ничто не предвещает преобразований сверху — потому что они могут быть спровоцированы только той самой железной логикой истории: будет здесь все разваливаться, тогда и появится человек, который возглавит «процесс» или на манер Горбачева будет бежать от лавины. Возможно, уже все и развалилось, только у Медведева и Путина нет интуиции Ельцина и Горбачева, чтобы начать спасительные преобразования.
Всерьез говорить о том, что «процесс» может возглавить Ходорковский, смешно: широкие народные массы считают его вором. Патриарх Кирилл способен управлять страной — он ею и управляет в рамках реального триумвирата: никогда еще со времен графа Уварова православие не было так близко к тому, чтобы стать официальной религией и оправданием всего худшего в русском национализме. Что же до соревнования Путина с Медведевым — пусть соревнуются на глазах у той части страны, которой это интересно: селигерского озерного планктона, пенсионеров, бюджетников. У другой части страны иные заботы: речь о самозанятом экономически активном населении, почти вся деятельность которого подпадает под действие Уголовного кодекса.
Один умный человек сказал мне недавно: Путин хотел сделать из страны резидентуру, Медведев — кафедру гражданского права. Но внедрять нормативность в ненормативной стране — это не значит ее модернизировать.
В стране нет слоя, который бы ходил на выборы и был бы носителем модернизационных ценностей. Соответственно, нет спроса на либерализацию ни сверху, ни снизу.