Глава минюста Александр Коновалов выступил с инициативами, которые можно назвать революционными: в России могут появиться частные судебные приставы. Эти предложения прозвучали на выездной коллегии министерства в Великом Новгороде. Коллегия предложила рецепты для болезненных проблем — положение в тюрьмах, взыскание судебных долгов, компенсации за волокиту, пишет «Российская газета».
Пожалуй, самым неожиданным стало заявление о том, что минюст готов дать «зеленый свет» частным судебным приставам. Конечно, речь не идет о расформировании существующей службы судебных приставов, но юристы-предприниматели могли бы выполнять какую-то работу на подхвате, собирать нужные бумаги, разыскивать имущество должников и даже приводить нужных людей в суд.
Несколько лет назад этот вопрос уже обсуждался — на очень высоком уровне. А минэкономразвития и минюст даже собирались провести соответствующий эксперимент. Однако у идеи нашлись не только влиятельные сторонники, но и влиятельные противники. В итоге предложение похоронили где-то под сукном. Как говорится, до лучших времен. И временами этими оказался экономический кризис.
На его фоне проблема взыскания долгов встала особенно остро. Деньги нужны всем — и тем, кто давал в долг, и тем, кто должен возвращать. А судебные приставы и так перегружены, дойдут ли у них руки до каждого должника?
«У судебных приставов в РФ работы, наверное, будет много всегда, но сейчас она приобретает новые оттенки в связи с обострившейся экономической ситуацией и неплатежеспособностью многих должников, — заявил Александр Коновалов. — Вопрос о вовлечении в исполнение судебных решений негосударственных субъектов ставился минюстом и раньше, до того как в экономике России начали проявляться кризисные факторы. На наш взгляд, сейчас этот вопрос не то чтобы вызрел, он отчасти перезрел, потому что, пока в высоких кулуарах велись дискуссии на эту тему, на рынке юридических и даже квазиюридических услуг пышным цветом расцвела деятельность коллекторских агентств».
По его словам, эти агентства смело и, ничего не стесняясь, предлагают гражданам и организациям, у которых на руках появляется исполнительный лист, свои услуги по взысканию долгов. При этом нередко частники используют если и не бандитские, то близкие к тому методы.
«Я хотел бы ошибаться, но, по-моему, слово «взыскание» в данной ситуации можно заменять термином «вышибание», — сказал Александр Коновалов. — Государство пока дистанцируется от этой проблематики и делает вид, что в этой сфере ничего не подконтрольного государству не происходит, что на самом деле оно просто не знает ничего о тех формах, о тех методах, какими действуют частные корпорации».
В итоге есть риск скатиться в незабвенные девяностые, когда работу судебных приставов выполняли крепкие парни с бейсбольными битами. Было бы неприятно опять довести дело до такой ситуации. По мнению главы минюста, нельзя отказываться от существующей системы государственного исполнения судебных решений по гражданским делам и менять ее на частных приставов, как это сделано в некоторых странах. Но и закрывать глаза на существование коллекторских агентств нельзя. Гораздо правильнее урегулировать эту сферу, снабдить коллекторов правовыми механизмами, которые сделают работу частников прозрачной, законной и контролируемой государством. По словам Александра Коновалова, негосударственные образования могут участвовать, например, в сборе доказательств, подтверждающих, что должник фиктивно переписал свое имущество на посторонних. Тогда суды смогут признавать эти сделки притворными, а имущество будет арестовываться государственными службами.
В твиттер
Нравится