Ещё одним историческим объектом в Москве стало меньше. На 2-й Брестской почти разрушен дом купца Быкова. Памятник архитектуры, переживший все потрясения XX века, не устоял под напором коммерческих интересов. По закону старинное здание перестраивать было нельзя, но неожиданно случился пожар, не оставивший особняку ни единого шанса.
"Здесь надо идти по этой плите, здесь как раз и горела кровля", - показывает Юрий Егоров, координатор общественного движения "Архнадзор".
В Москве разрушен дом купца БыковаПосле пожара интерьеры некогда одного из самых красивых доходных домов столицы - дома купца Быкова выглядят вот так: горы мусора повсюду, обвалившаяся штукатурка на стенах и потолках. Уже почти утрачена лепнина. Уникальная лестница, аналогов в Москве нет, вот-вот готова обвалиться.
"В этой комнате был непосредственно пожар, обугленный лежак остался ещё со времен гастарбайтеров, но, несмотря на то, что горело именно здесь, мы видим сохранившиеся участки: карнизы, остатки лепного плафона, все это - подлинные детали", - продолжает Юрий Егоров.
В Москве разрушен дом купца БыковаСвоё творение популярный столичный архитектор Лев Кекушев создал в 1909-м году по заказу купца Быкова. Оно пережило и революцию, и немецкую бомбёжку в 41-м, даже в 70-е активная застройка 2-й Брестской, со сносом многих старинных домов, не коснулась этого здания в стиле модерн. Зато в 2008-м, когда оно перешло в разряд объектов культурного наследия, выяснилось: владельцам в прежнем виде дом не интересен.
"Несмотря на то, что здание является памятником, и реконструкция прямо запрещается законом, тем не менее, по проекту от здания предполагалось оставить только одну фасадную стену. И увеличить его объём с помощью стеклянной надстройки примерно в 1,5 раза", - объясняет Юрий Егоров, координатор общественного движения "Архнадзор".
Тогда дом отстояли. Но вскоре по законам жанра здесь случился пожар. Как ни странно, домом Быкова владеют отнюдь не частники. Все эти годы здание числится на балансе Российской академии наук.
"По сути, поскольку этот дом принадлежит федеральному органу, он находится в ведении Росимущества. Они получают от нас миллион писем регулярно, это предмет судебных разбирательств, но как бы мы этого не хотели, заставить их провести там ремонт мы не можем", - говорит Николай Переслегин, советник руководителя Департамента культурного наследия города Москвы.
Сейчас, возможно, для того, чтобы масштабы разрушений не были так заметны c улицы, кто-то дал команду сделать фальшфасад. На наших глазах рабочие выпилили старинные рамы, чтобы установить для него опоры.
(Из разговора с рабочими)
- А что вы делаете, какую работу?
- Мы загораживаем, чтобы не осыпалось, чтобы на машины и прохожих не падало, здесь баннерная рама будет ставиться и сетка натягиваться.
- То есть, вероятнее, это всё под слом пойдёт?
- Да. Здание уже всё обсыпается.
Кстати, эти рамы - тоже изобретение Льва Кекушева. Их не надо было заклеивать на зиму - настолько они были плотными. И в них были установлены особые, выпуклые стекла. В солнечную погоду фасад сверкал алмазными гранями. Впрочем, тем, кто варварски уничтожает уникальную архитектуру, такие подробности неведомы.
"Рамы абсолютно неповторимы! Такие детали можно только в реставрационном режиме восстанавливать. А если рука поднимается сломать, то восстановить на обычные средства просто невозможно", - считает Мария Нащокина, историк архитектуры, доктор искусствоведения.
Другие творения архитектора на Пречистенке и Поварской не только уцелели, но и находятся в прекрасном состоянии. Потому что сделаны добротно. Это ещё раз подтверждает: в уничтожении их ровесника - дома Быкова - виноват всё-таки человек, а не время или несчастный случай.