Сейчас экономика напоминает минное поле, и нужно вести себя предельно осторожно в своих действиях, считает министр финансов Алексей Кудрин. Бюджет-2010 будет полностью переписан, объем господдержки существенно сократится. При этом министр признался, что государство своим действиями до кризиса разогревало цены, создавая "пузыри"
Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что бюджет на следующий год будет полностью переписан, объем господдержки существенно сократится. В интервью газете "Ведомости" он красочно сравнил нынешнюю экономику с минным полем, а господдержку - с капельницей, под которой можно выздоравливать, но не жить полноценной жизнью.
Бюджет будет полностью переписан
Бюджет-2010 будет заново написан, поддержка экономики государством сократится, финансироваться будет только самое главное, заявил Алексей Кудрин.
"Считаю, что это будет очень полезно. Если раньше мы позволяли себе опережающее наращивание доходов даже по сравнению с приростом ВВП, то больше мы себе этого позволить не сможем. К сожалению, нет гарантий того, что мировая экономика в 2010 г. начнет выходить из кризиса. А многие надеются на продление господдержки. Уже сейчас можно сказать: при любом развитии событий господдержка будет снижаться. В 2009 г. размер стимулирующего пакета составляет 6% ВВП, а по 2010 г. цифру назвать не могу, но будет существенно меньше", - сказал министр.
Министр отметил, что "главным суммирующим фактором бюджета будет 5%-ный дефицит". Если вдруг объем ВВП будет ниже прогноза, то расходы бюджета в номинале придется держать под ориентир величины дефицита. "Если мы справимся с этой задачей, то сможем говорить, что мы управляем своей экономикой и обязательствами", - сказал он.
В то же время, А.Кудрин еще раз подчеркнул, что все публичные социальные обязательства будут выполняться в полном объеме.
Экономика - минное поле, господдержка - капельница
Министр сравнил нынешнее состояние экономики с минным полем, отметив, что нужно вести себя предельно осторожно. "Надо тщательно раскапывать каждую мину или обходить ее, не стоит бросаться на мины на танках", - говорит он.
При этом государственные вливания денег во многих
странах в период кризиса А.Кудрин сравнивает с капельницей для больного. "Оно важно только до выздоровления, когда силы организма уже в состоянии самостоятельно поддерживать его активность. Но под капельницей невозможно поддерживать полноценную деятельность. Так же и с экономикой", - считает он.
Государство разогрело цены
При этом А.Кудрин признал, что государство своими действиями перед кризисом "подогрело цены". "Подогрело тем, что сказало: и дороги будем строить, и больницы, и зарплату высокую платить, и еще нефтяникам останется немало, чтобы они скупали все, что могли скупать. Вот и получилось, что государство не углядело и даже в какой-то части спровоцировало этот перегрев. Мы тратили полученные налоги от нефти и газа, а экономике такое количество денег не требовалось. Государство должно просто регулировать количество денег в экономике, курс, инфляцию. Мы подталкивали укрепление валюты и еще большие долларовые заимствования компаний", - считает он.
Создавались пузыри в строительстве, торговле, недвижимости. Но они лопаются при низких доходах от нефти и низких расходах бюджета, отмечает министр. "Сейчас мы как бы пытаемся смягчить шок от их сдувания, поскольку эти отрасли тянули за собой много других отраслей и сейчас их сдувание очень болезненно. С точки зрения антикризисной политики правильнее поддерживать умеренный спрос, не пытаясь сохранить пузыри. Менее правильно поддерживать предложение, так как при перепроизводстве, проявившемся в условиях кризиса, это оттягивает время выхода из него", - полагает А.Кудрин.
Мелкие банки выживут
Министр финансов не согласился с мнением президента Альфа-банка Петра Авена, что выживут только крупнейшие банки. "Это неправильно. В 1998 г. выжили как раз маленькие банки: как их было более 1000, так и осталась более 1000. У мелких банков на балансах нет больших рисков: они получают деньги клиентов и тут же кредитуют", считает А.Кудрин.
А больше всего рисков грузили на себя самые крупные банки: они брали большие ресурсы у вкладчиков и вкладывали их в не очень эффективные долгосрочные активы — здания, земельные участки, девелоперские проекты, ценные бумаги. "Казалось бы, у них на балансах хорошие активы — бумаги «Газпрома» и Сбербанка, например, но из-за падения стоимости этих бумаг на балансах банков возникли разрывы. А средние и маленькие банки не покупали такие активы, потому что у них просто-напросто не было ресурсов, а чаще всего пользовались менее волатильными госбумагами. Поэтому, как ни странно получается, больше всего пострадали крупные банки, которым больше всего и помогают", отмечает министр.
В качестве самой острой проблемы для банков министр назвал нарастающие невозвраты кредитов: в среднем за месяц они увеличиваются на 14%. "И понятно, что пока все будет развиваться именно по этой логике", - добавил он.
Министр также пояснил, что в России и на Западе разная методика оценки невозвратов по платежам. "Поэтому, чтобы привести в соответствие с международными стандартами, надо российский показатель умножить на 2,5. Поэтому уже сейчас невозврат кредитов составляет 7,5%. Банкам потребуется капитализация со стороны акционеров. Именно поэтому мы готовы предоставлять субординированные кредиты на условиях софинансирования с государством", - отметил А.Кудрин.