Чарли Чаплин — английский
киноактер, сценарист, композитор и режиссер, универсальный мастер кинематографа, создатель одного из самых знаменитых образов мирового
кино — образа бродяжки Чарли. Младший брат актера Сидни Чаплина. Дважды был лауреатом премии Американской Киноакадемии.
Рано оставшись без отца, он еще ребенком начал выступать на сцене. А когда ему исполнилось 18, был принят в пантомимическую труппу Фреда Карно, с которым в 1913 г. и приехал на гастроли в США.
Год спустя двадцатипятилетний актер дебютировал на экране в
фильме студии Мака Сеннета «Зарабатывая на жизнь». Но лишь имея за плечами уже почти десяток коротких лент («Детские автогонки в Венисе», 1914; «Между двумя ливнями» , 1914; «Лучший жилец» , 1914 и др.) Чарли Чаплин, наконец, нашел постоянный, столь полюбившийся зрителям образ Чарли Чаплина: непомерно широкие штаны и пиджачок в обтяжку, слишком большие, загибающиеся носами вверх разбитые ботинки, усики, котелок и тросточка. Из
фильма в
фильм (а их только в 1914 г. вышло 34) этот бродяга, старавшийся казаться джентльменом, бегал, падал, кувыркался, швырял торты с кремом, использовал всем известные приемы клоунады и фарса.
Однако уже в «Банке» (1915) зрителей поразил грустный взгляд одинокого героя, а в «Имм
игранте» (1917) появились первые приметы столкновения Чарли с враждебной действительностью.
В полную силу эти тенденции проявились в 20—30-е годы, когда Чарли Чаплин основал собственную
киностудию и начал выпускать полнометражные картины, где он был уже не только актером, но и сценаристом, режиссером, композитором. Успехом пользовался теплый и человечный «Малыш» (1921), где вечный бродяга Чарли выступил в роли заботливого отца, приютившего брошенного родителями мальчика (Дж. Кутан).
Первой полностью звуковой картиной Чаплина стал «Великий диктатор» — антигитлеровский
фильм, снятый в 1940 году. В этой замечательной и несколько необычной комедии Чаплин
играет две роли: еврея-парикмахера из гетто и диктатора Аденоида Хинкеля вымышленной страны Тамании. Парикмахер был ранен еще в Первую мировую, и ему отшибло память. Придя в себя, он никак не может привыкнуть к диктатуре. Наряду со смешными эпизодами в этой антифашистской комедии есть моменты истинного трагизма.
Картина получила премию нью-йоркских критиков за лучшую актерскую работу.
Фильм кончается сценой того, как цирюльник, принятый за диктатора, читает речь на митинге по поводу захвата Томанией Остерлиха. Эта речь часто интерпретируется критиками как выражение собственных взглядов Чаплина.