Всемирная паутина все больше разрастается, а доступ к ней - ограничивается. «Репортеры без границ» объявили список «врагов интернета».
В День свободы слова в интернете (12.03) “Репортеры без границ” обнародовали список “врагов всемирной сети”. Международная организация четвертый сообщает о том, в каких государствах острые цезура и контроль в интернете. В перечень попали 12 “недругов всемирной паутины”: Бахрейн, Бирма, Китай, Куба, Иран, Северная Корея, Саудовская Аравия, Сирия, Туркменистан, Узбекистан, Вьетнам и Беларусь. Новичками списка стали Бахрейн и Беларусь, где, по мнению “Репортеров без границ”, ситуация существенно ухудшилась в сравнении с прошлым годом.
Матиас Шпилькамп
От определения “рейтинга” этих стран организация отказалась. Специфика подавление свободы в интернете очень различается. Около 120 блоггеров и онлайн-активистов находятся за решеткой в Китае, Иране и Вьетнаме. Такие страны, как Бахрейн или Саудовская Аравия усилили цензуру в интернете. Для такой градации нарушения против свободы слова в сети слишком не похожи между собой, рассказывает DW член правления “Репортеров без границ” Матиас Шпилькамп. И если главными врагами свободы в интернете точно есть Китай и Сирия, о третью позицию говорить непросто, не говоря о последующих места в “рейтинге”. Многие интернет-активистов были убиты в 2011 году, прежде всего в Бахрейне, Мексике, Индии, а также в Сирии.
Китай - “профи” интернет-цензуры
Китай лидирует еще и крупные инвестиции в ноу-хау для контроля сети, убежден Матиас Шпилькамп. “Китайцы умеют блокировать доступ к конкретным веб-сайтов, а также могут препятствовать поисковым машинам выдавать результаты на конкретные запросы. Они также могут замедлять скорость интернета, или вообще отключать его ». Однако полностью лишать страну сети, так, как это делали во время протестов в Египте 2011 года, необходимости нет. Если в Китае вдруг взорвется протесты, интернет работать не столько медленно, что даже фото и видео нельзя будет скачать. А это уже высший пилотаж контроля и цензуры. Многие другие страны к такой “виртуозности” еще не дошли.
Как пример - многие страны Африки. Хотя их и нет в списке “врагов интернета”, это не значит, что у них все в порядке. Например, Зимбабве пытается ввести ограничения в интернете. Однако многим правительствам, считает Шпилькамп, еще не скоро удастся овладеть контроль в сети, ведь “они просто не достньо квалифицированные”.
“Страны под присмотром”
Зимбабве выпадает из списка так же, как и многие другие страны. Шпилькамп отмечает, что этот перечень - неполный. Ведь за каждой отдельной страной наблюдать невозможно. “Мы бы очень рады, если бы могли сделать этот список полным, но все дело в ресурсах”.
Чтобы не выпустить из поля зрения другие важные страны, “Репортеры без границ” обнародовали еще один список - “страны под наблюдением”. В этом году это 14 государств: Австралия, Египет, Франция, Индия, Казахстан, Малайзия, Россия, Южная Корея, Шри-Ланка, Таиланд, Тунис, Турция и Объединенные Арабские Эмираты. Если какие-то страны отсутствуют в обоих списках, это вовсе не означает, что у них нет повода для волнения. В поле зрения организации находятся также западные демократии. Прежде всего из-за ограничения в связи с угрозой детской порнографии или нарушением авторских прав. Однако есть и позитив: Венесуэлу и Ливию вычеркнули из списка. В Ливии сейчас нет правительства, который контролировал бы сеть, а в Венесуэле доступ к интернету просто стал свободным.
Технологии контролю - с Запада и Китая
Большинство техники для цензурирования сети поступает из Китая, рассказывает Матиас Шпилькамп. Однако о путях его распространения известно немного. До этого задействованы также американские, французские и немецкие фирмы. “То, что” Siemens “поставлял технику для контроля SMS-сообщений в Иране, подлежало жесткой критике”. Между тем в Европе и Америке требуют ограничить экспорт таких технологий.
Усиление цензуры итоге может привести к тому, что “world wide web” из всемирной паутины перетворитсься на кучку региональных сетей. “У пользователей будет возникать иллюзия, что они” разгуливают “интернетом. На самом деле, это будет хорошо контролируемый “интранет”, - считает Шпилькамп.