Смерть одного из лучших актеров Украины, Богдана Ступки, заставляет отставить на второй план все существующие субъективные моменты, касающиеся его театральной, кинематографической и личной частей жизни - на первом плане объективные актерские успехи.
Как и все обычные люди, Богдан Сильвестрович был противоречивой фигурой, порой становясь одиозной. Его работа министром культуры, его «представительство» при Викторе Януковиче, его театральные ссоры на должности художественного руководителя Театра украинской драмы им. Ивана Франко и многое-многое еще будут обсуждаться тогда, когда уляжется тоска потери чрезвычайного актера, кто мог на экране передать весь спектр человеческих эмоций, чувств и действий, типажей, характеров и профессий.
Он мог одинаково убедительно сыграть как Керенского, так и Богдана Хмельницкого, Мазепу и Брежнева, украинского партизана и кагэбэшника, архиерея и безбожного отца. Более сотни ролей в кино и еще больше ролей в театре, десятки наград, отличий и дипломов - он был одним из самых узнаваемых людей на всей территории бывшего Союза.
Его узнавали по голосу - Шифу из «Кунг-фу Панды», озвученный Ступкой в украинской версии голливудского мультика, стал один из характерных анимационных персонажей. Центральным определением актерской деятельности Богдана Ступки может быть слово «харизматический».
Его отличала от всех остальных людей - и даже от его коллег - увлекательная харизма, способность сразу привлечь к себе взгляд и не отпускать внимание до самого конца. Продюсеры одного из последних, так и не запущенных в производство фильмов с Богданом Сильвестровичем, втайне надеялись, что актер, который давно болел, умрет во время съемок, и это даст фильму культовый статус...
Он был лицедеем в хорошем, правильном смысле слова - лиц у него было много и большинство из них - неординарные. От был замечательным актером и для людей этого достаточно. Все остальное - на Божий суд.
1. Белая птица с черной отметиной (1970)
Едва ли не первая работа в кино молодого театрального актера Богдана Ступки сразу привлекла к нему взгляды всего тогдашнего Советского Союза: он сыграл фантастическую роль партизана с Украинской Повстанческой Армии, существование которой тщательно и много лет замалчивалось КГБ. Ступка стал национальным героем, и еще на свободе. Версий почему так произошло есть много - говорят, что не попал он в тюрьму только из-за прекрасно показанного негатив своего персонажа. Но главное, что мы получили первый в истории фильм об УПА с приблизительными объяснениями его образования. Ступку можно упрекать за «идеологический негатив», но с актерской точки зрения это была роль высокого полета.
2. Огнем и мечом (1999)
Очередной и, возможно, самый известный из «неоднозначных» фильмов, создания которого без фигуры Ступки сейчас и не представляется. Немного картонное, мелодраматичное, но эпическое кино всей общественности запомнилось как за счет гениальности Богдана Хмельницкого, перфектно сыгранного Ступкой, так и за счет комичности в показе казаков, выведенных пьяницами, крикунами и деревенщиной. Ступка здесь на коне во всех отношениях - он поражает актерством, его герой - умом и величием. За эту роль он получил даже офицерский крест Ордена заслуг перед Республикой Польша. Фильм заработал не мало денег в прокате (что позволило Ежи Гофману выкупить из залога свой дом), но вызвал шторм сопротивления как со сторону украинцев, так и со стороны поляков.
3. Молитва за гетмана Мазепу (2001)
Несмотря на большую фигуру гетмана Мазепы с правильными и, главное, правдивыми моментами, фильм не сложился в цельную, ясную и желательно-большую картину, что и вызвало сопротивление против него. Кроме того, режиссер Юрий Илленко переиграл с избытком фарса, сарказма и иронии, он не вложил свои идеи в соответствующую режиссерскую форму. Интересно, что и Ступка не спас ситуации - его персонажу, как это ни странно, хватает самобытности, он выглядит смешным. Хотя, как говорят, таланта не пропьешь - даже в трудные времена работы над фильмом, Богдан Сильвестрович, потратив как Министр культуры на создание фильма почти весь тогдашний кинобюджет, смог представить себя с выгодной стороны «экстраординарного» актера.
4. Свои (2004)
Один из лучших фильмов о войне, где Богдан Ступка сыграл одну из лучших своих ролей в кино (приз на Московском кинофестивале). Выполненная им роль сельского старосты создала определенный типаж, который Ступка затем несколько раз использовал в других фильмах. Конечно, подчеркнуть роль актеру существенно помог режиссер Дмитрий Месхиев. Но надо сказать и о том, что в этом фильме особенно видно - камера просто «любит» Ступку, на каком-то мистическом или метафизическом уровне становясь с актером одним целым. И здесь существенно, выглядит актер как красавец, или нет. Взъерошенные волосы, заросшее лицо, выражение без добра во взгляде, но какой взгляд...
5. Заяц над бездной (2005)
Жанр фантасмагории для Ступки не привычный (позже он сыграл у Киры Муратовой), и он был умело сдан на «отлично». Роль Брежнева, который бежит от всех на воздушном шаре, была сыграна актером в смеси своих восьми известных клише плюс толика исторической действительности, и не без таланта - за Ступкой интересно наблюдать, несмотря на то, что он играет так же, как и раньше. Фильм провалился в прокате и остался в истории игривым отличием человеческой фантазии и актерского таланта. Такое в кино бывает крайне редко. Ходят слухи, что актер ничего не взял за работу, хотел себе немного подурачиться. Ему это удалось.
6. Сердце на ладони (2008)
Роль олигарха для Ступки была вдвойне приятна: во-первых, ее предложил актеру сам Кшиштоф Занусси, именитый польский режиссер, а во-вторых, появилась возможность сыграть что-то по-настоящему новое (партийных деятелей, военных и других подчиненных он играл неоднократно). И Ступка стал олигархом - он с огромной иронией подошел к делу, с юмором и радостью. Фильм получился довольно посредственным, не таким уж комедийным и черным, как заявлялось, но работа Ступки добавила ему любопытства. Интересно, что актер лично знал многих олигархов и в своей работе не использовал характерного им жеста или слова, он не пытался быть юмористом, он сам много и с удовольствием смеялся. Кстати, как и в жизни.
7. Шантропа (2010)
В фильме Отара Иоселиани Ступка играет далеко не главную роль - лишь эпизодическую. Но это в Иоселиани. Он снова играет представителя советской тоталитарной системы - Министра культуры, хотя здесь происходит игра в ассоциации. Интересным образом Ступка играет игру в игре, оказавшись в шкуре того, кто в советские времена решал судьбы актеров и режиссеров, и его собственную тоже. Времени сыграть бога у актера не было, и несмотря на это он дал намек на родство министра и бога. Собственно, как это довольно часто случалось, Ступка в фильме не толчет воду в ступе, в отличие от других, и если спасти фильм ему и удалось, то лишь малое количество отведенного на него времени.
8. Дом (2011)
Очередной раз Ступка говорит от имени «русских», играя роль патриархального отца большого семейства. Очередной раз актер заросший и изуверский. Но именно из-за его героя, не центрального персонажа, вырастает главная идея фильма, за что смысл актера поблагодарить - семьи, где детей родители учили пинками, криком и приказами, мутировали в гнезда зла, дети превращались в преступников или уродов, и единственной надеждой все прекратить или изменить была только смерть. «Дом» является последним до конца доработанным полнометражным фильмом актера. И, в принципе, достойным произведением, по крайней мере на уровне месседжа и актерских работ - Ступке опять повезло с коллегами по площадке.
Радик Гребенский, Wlna.info