Тоомас Ильвес публично назвал русских Эстонии «народом господ» и «оккупантами»
Глава эстонского государства Тоомас Хендрик Ильвес, по роду своей должности вроде бы призванный отстаивать равноправие ВСЕХ граждан своей страны, скатился до уровня пещерного национализма. В интервью швейцарскому изданию Der Bund он прямо назвал русских «народом господ», «оккупантами» и заявил, что нынешнее недовольство русских Эстонии вызвано исключительно тем, что они лишились своих былых «привилегий».
Не менее резко ответил Ильвес и на вопрос о том, почему русский язык в Эстонии до сих пор не является официальным. «А почему должен быть? – возмутился Ильвес. – К примеру, мы оккупируем вашу страну, а через 50 лет мы говорим, что вы должны сделать эстонский язык государственным. Оккупационная власть захватывает страну, депортирует сотни тысяч человек в Сибирь и присылает сюда своих людей. И теперь, когда мы наконец обрели независимость, должен ли язык оккупационной власти быть вторым языком страны? Не задавайте мне смешные вопросы! Мой совет: русские по происхождению люди должны побеспокоиться об эстонском гражданстве».
Заявление Ильвеса уже вызвало бурю негодования в Эстонии. «Рассуждения президента Ильвеса о русских и оккупации уже не смешат – они пугают. Потому что страшновато жить в государстве, главой которого, хоть и с урезанными полномочиями, является человек с подобным образом мыслей», – пишет главный редактор эстонского издания «Столица» Александр Чаплыгин.
Заявление Ильвеса оскорбительно для русских граждан Эстонии и будет способствовать дальнейшей конфронтации в стране по национально-этническому признаку, говорится в заявлении общественного движения «Эстония без нацизма», которое воспроизводит ИА REGNUM. В документе отмечается, что в интервью Ильвеса «ощущается откровенное злорадство в отношении почти четверти населения страны, которую он представляет». По мнению руководителя движения Андрея Заренкова, подобные высказывания, идущие от руководителя государства, вновь и вновь опускают Эстонию в международных рейтингах, связанных с социальной проблематикой. При этом г-н Заренков выразил сожаление, что власти Евросоюза по поводу русофобского и ксенофобского заявления главы эстонского государства ограничиваются «хихиканьем в брюссельских коридорах» и продолжают не замечать курса русофобии и дискриминации, который сегодня характеризует внутреннюю политику Эстонской Республики.
Агентство отмечает и явный подлог, на который пошел президент Ильвес, «клеймя» «русских оккупантов». Так, по данным, опубликованным на сайте посольства Эстонии на Украине, официально признанное эстонской стороной число высланных в ходе двух массовых (и основных) депортаций составило чуть более 30 000 человек, причем большинство из них затем вернулось на родину с полным восстановлением гражданских прав и статуса. Если слова Ильвеса о сотнях тысяч депортированных означают количество от 100 000 человек и выше, отмечает агентство, то глава эстонского государства превысил официальные данные как минимум в три с лишним раза. Не говоря уже о спорности самого утверждения о том, что русские в Эстонии – «оккупанты».
При этом Ильвес, напоминает агентство, – первый президент Эстонии, который не владеет русским языком (хотя его бабушка по материнской линии была из Санкт-Петербурга). А так практически вся нынешняя правящая элита Эстонии знает русский язык, поскольку занимала достаточно высокие посты в «оккупированной Эстонии». Так, нынешний премьер-министр Андрус Ансип был инструктором Тартуского горкома Коммунистической партии Эстонии и, по информации эстонских СМИ, принимал активное участие в разгоне антисоветской манифестации студентов в Тарту в 1988 году. Экс-президент Арнольд Рюйтель был председателем Президиума Верховного Совета Эстонской ССР и членом бюро Центрального комитета КПЭ. Нынешний министр обороны Эстонии Март Лаар в юношеские годы возглавлял комсомольскую районную организацию в Тарту. Министр образования Яак Авиксоо при «оккупационном режиме» сделал блестящую научную карьеру. Экс-командующий силами обороны Эстонии Антс Лаанеотс при «оккупационном режиме» дослужился до полковника Советской армии, участвовал в гражданской войне в Эфиопии в качестве военного советника из СССР. Мэр Таллина Эдгар Сависаар в советское время был заместителем председателя Совета министров Эстонской ССР и главой Комитета государственного планирования.
На этом фоне Ильвес, конечно, исключение. Что и дало повод главному редактору «Столицы» Александру Чаплыгину напомнить: «Злорадство Ильвеса по поводу русских как «народа бывших господ» вызывает в памяти слова античного философа, заметившего, что нет зрелища отвратительнее, чем раб, пляшущий на могиле своего хозяина. Особенно неприятно, когда этим занимается человек, никогда не видевший воочию той «оккупационной власти», о которой он так любит вспоминать. Если кто не знает: Ильвес приехал в Эстонию из-за границы, где прожил всю жизнь, лишь в начале 1990-х годов, когда Эстония уже стала суверенным государством и все связанные с борьбой за независимость опасности были уже позади. Приехал, что называется, на готовенькое, чем и сумел удачно воспользоваться».
Между тем родина «оккупантов», Россия, чем дальше, тем все больше становится для Эстонии, которую поразил мировой экономический кризис, настоящей палочкой-выручалочкой. По свежим данным эстонского департамента статистики, эстонский экспорт в Россию вырос в октябре в 1,6 раза. Таким образом, доля России в совокупном эстонском экспорте уже достигла 14%. При этом, свидетельствует статистика, спрос на эстонскую продукцию в Швеции и Финляндии падает, благодаря чему Россия вышла на второе место по объему эстонского экспорта, обогнав Швецию. Председатель совета Союза эстонских работодателей Энн Вескимяги в связи с этим отмечает: «Не вижу никакой опасности в росте доли России ни для Эстонии, ни для эстонских предпринимателей. Лучше говорить о том, что объемы заказов в западном направлении снижаются».
http://www.km.ru/bsssr/2011/12/14/sotsialn...ofoba-na-ume-u-