Международные кинокритики положительно оценили итальянскую ленту “Цезарь должен умереть”. Но то, что именно она вернется домой с победой не ожидал никто.
“Золотой медведь” - главный приз фестиваля - отправляется в Италию. Зал был буквально удивлен решением председателя международного жюри фестиваля Майка Ли, когда тот объявлял победителя конкурса. Братья-режиссеры Тавиани, наоборот, были очень тронуты вестью о победе. Итальянские режиссеры являются ветеранами отрасли - им обоим более 80 лет.
Ленту “Цезарь должен умереть”, действие в которой разворачивается в римской тюрьме строгого режима, снят в документальной манере: реальные заключенные ставят драму Шекспира “Юлий Цезарь” и через систему Станиславского узнают себя. На церемонии награждения ветераны итальянского кино взволнованно поблагодарили заключенным, которые принимали участие в съемках. По сути этот фильм размыв границы между документалистикой и художественным кино. Как признался на пресс-конференции Паоло Тавиани, ему и брату Витторио было важно показать человеческое лицо человека, “даже осужденного за тяжкие преступления к пожизненному заключению”.
“Серебряные медведи” и другие награды
Бенс Флигауф получает награду
Своим решением жюри показало, что все в фестивале может быть иным, чем кажется аудитории. В итоге награды получили другие картины, чем те, на которых делали ставку критики и публика еще в начале кинофестиваля. Как пояснил Майк Ли, фильмов было больше, чем “медведей”. Именно поэтому жюри постановило отдельной “специальной упоминанием” отметить швейцарскую режиссера Урсулу Майер за фильм “Сестра”. Он рассказывает о детстве мальчика в одном из туристических городков Альп. А точнее - о потерянном детстве и недоступны человеческий контакт и попечительства. Авторам фильма в порядке исключения все же дали статуэтку “Серебряного медведя”.
Немецкий режиссер Кристиан Петцольд тоже получил “Серебряного медведя” за свою ленту “Барбара” с Ниной Госс в главной роли. Драма, которая пришлась по душе критикам и публике, рассказывает историю восточногерманской врача, которую в 1980-х годах высылают в провинции как наказание за желание выехать из ГДР. Еще одним фаворитом 62-го Берлинале стала венгерская лента “Только ветер” режиссера Бенс Флигауфа. В ней говорится о расизме и насилии в Венгрии, направлены прежде всего против цыган. Жюри особо отметило режиссерскую оптическую мастерство, с которым снят фильм. Он удостоен “Гран-при” жюри.
Лучшей операторской работой признан фильм “Страна белого оленя” режиссера Ваня Чуананя из Китая.
Политика и история
Рейчел Мванза
15-летняя актриса Рейчел Мванза из Конго этого Берлинале никогда не забудет. Она не только впервые в жизни увидела настоящий снег, но и была названа “лучшей актрисой” за ее роль в ленте “Восставшая”, рассказывающий о детях-солдатах в Африке. Лучшим актером, по версии жюри, назван Миккеля Боэ Фолсгаарда из Дании за его роль в политическом триллере с элементами исторического романа “Королева и придворный врач”. В фильме речь идет об истории короля Кристиана VII, который болел шизофренией. Эта же лента получила “Серебряного медведя” за лучший сценарий.
Так, много фильмов поехало с Берлинале не с пустыми руками, даже если они и не получили “Золотого медведя”. Португальский режиссер Мигель Гомес получил за свой черно-белый фильм “Табу” специальный приз Альфреда Бауэра - первого директора фестиваля. Им награждают работы, которые открывают альтернативный взгляд на киноискусство. Впрочем, как признался Гомес, он как раз планировал вернуться к съемкам в традиционной манере. Поэтому награждение призом за инновации в кино стало для него полной неожиданностью.
Всего в конкурсе соревновались 18 фильмов. За жизненный вклад в киноиндустрию 62-й Берлинале наградил американскую актрису Мэрил Стрип. Ее последней работой стала роль легендарной Маргарет Тэтчер - “Железной леди” британской политики. Говорят, что самой баронессе Тэтчер биографический фильм не понравился. Остро раскритиковали его и в ближайшем окружении “Железной леди”.