ЧИТАЕМОЕ ЗА СЕГОДНЯ

Дочери Тимошенко предлагали возглавить молодежную организацию «Батькивщины»
Джонни Депп изменил жене с известной актрисой
В Нигерии напали на офис телекомпании CNN
В результате беспорядков в Бухаресте пострадали десятки человек

ПОПУЛЯРНОЕ

ИНТЕРЕСНОЕ

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

«    Январь 2012    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Подготовка к Великому посту: значение и традиции


8 февраля - Неделя о мытаре и фарисее - первый воскресный день, с которого начинается приготовление верующих к началу Великого поста. Подготовка к посту, который в этом году начнется 2 марта, служит цели духовно приблизить христианина к главному и единственному смыслу Великого поста - покаянию.

Неделя о мытаре и фарисее

Каждая из трех седмиц (т. е. недель) и каждая из четырех Недель (т. е. воскресных дней) перед Великим постом имеет свое название и значение. За три седмицы до Великого поста православная церковь воспоминает евангельскую притчу о мытаре и фарисее, изложенную в Евангелии от Луки (18, 9-14), и говорит о смирении.

Притча, которую по евангельскому сюжету Иисус рассказывал "некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других", повествует о том, как фарисей и мытарь молились в храме.

Фарисеи (от др.-еврейск. - "отделившиеся") - последователи религиозно-общественного течения, проживавшие в Древней Иудее. Фарисеи претендовали на обладание уникальными знаниями, якобы переданными им Моисеем, и тщательно исполняли внешние обряды. Поэтому многие считали их мудрыми и благочестивыми, то есть "отделившимися" от других людей. А мытари, сборщики царских податей, зачастую злоупотреблявшие своими полномочиями, были повсеместно ненавидимы и презираемы.

Фарисей молился так: "Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, беспутные, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю. Жертвую десятую часть из всего, что приобретаю".

Мытарь же от стыда перед Богом за свою неправедную жизнь "не смел даже поднять глаз своих к небу" и лишь молил Его о прощении грехов: "Боже, будь милостив ко мне, грешному" (церк.-слав. - "Боже, милостив буди мне грешному"). Эти слова выделены в отдельную "Молитву мытаря", которая принята православной церковью как общеупотребительная.

Притча завершается утверждением Иисуса, что "мытарь пошел более оправданным в дом свой, нежели фарисей. Потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится".

В этот день церковь призывает христиан к размышлениям о покаянии истинном и показном, когда осуждающий себя (мытарь) будет оправдан Богом, а возвышающий себя (фарисей) - осужден. "Фарисейского избежим высокоглаголания (напыщенного многословия)", - говорится в этот день, "научимся высоте смиренных слов мытаря...", потому что нет без смирения настоящего покаяния.

В Первую седмицу поста нет, поэтому она называется "сплошной". В среду и пятницу христианам позволено вкушать скоромную (запрещенную к употреблению в большинство иных дней поста и подготовительных седмиц) пищу в знак обличения этим горделивого поста фарисея.

В Неделю о мытаре и фарисее в храмах совершается Божественная Литургия, которая имеет следующие особенности: 1) пение на утрени после Евангелия особых покаянных тропарей (молитвенных песнопений); 2) присоединение к песнопениям Октоиха песнопений Постной Триоди; 3) чтение притчи о мытаре и фарисее; 4) замена воскресных кондаков кондаками Триоди, иногда Минеи.

Недели о блудном сыне и Страшном суде

15 февраля, в праздник Сретения Господня, - Неделя о блудном сыне. Притча, читаемая за литургией в этот день, рассказывает об истинном покаянии грешного человека и милосердия Божия к нему.

Младший сын потребовал у отца свою часть наследства и ушел на "страну далече". Там все растратил и вернулся назад - попроситься к отцу хотя бы рабом. Отец со слезами радости принял его, принял как сына. Эта евангельская притча о добровольном уходе от Бога и о том, что Бог всегда нас, раскаявшихся, примет. Потому что Отец не может не принять сына, а все мы - дети Божии. И в эту неделю Церковь напоминает нам о том, что мы покинули и потеряли, что ушли мы далеко, что есть Отчий дом, где всегда нас ждут.

22 февраля - Неделя о Страшном суде, с 22 по 28 февраля - Сырная седмица (Масленица). Как следует из евангельского отрывка, Господь ничего не спросит нас о нашей вере, наших убеждениях или о том, как мы внешне старались Ему угодить. Он спросит нас: были ли вы человечны? Накормили вы голодного, когда видели его? Подумали, как дать тепла бездомному? Повернулись к неимеющему и дали то, что есть лишнего у нас? И это - всё, что Господь спрашивает, когда говорит о Страшном суде. Ведь если мы не можем быть человечными, как можно думать о божественно?

Церковь напоминает нам о Страшном суде и говорит о том, что мгновения достаточно, чтобы изменить свою жизнь и повернуться к Богу. Сделаем что-нибудь бесконечно простое, но этого простого малого добра будет достаточно, чтобы другой человек остался в живых, чтобы он мог дышать, а не пропасть.

Эта неделя называется мясопустной, т. е. мясное уже есть не положено. Рыбу, молочные продукты, яйца еще употреблять можно, и поэтому неделя носит еще и другие названия - сырная и масленая. В Масленицу мы печем блины и ходим друг к другу в гости.

В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, дай ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь". Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной, так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Другое его название - Прощеное воскресенье. Эта подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели - примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу.

В этот день церковь вспоминает изгнание Адама из рая. В начале Поста мы уподобляемся Адаму, совершившему грех и поэтому очутившемуся вне рая. Прощение же - настоящее вторжение Царствия Небесного в наш грешный и падший мир. Простить - значит отвергнуть все счеты и расчеты человеческих отношений, предоставив их Христу. Простить - это значит и быть прощеным Отцом Небесным, значит оказаться в раю.

В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы приступить к Великому посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни, и с чистым сердцем встретить Пасху - день Воскресения Христова.

По материалам: РИА Новости

Опубликовано в категории: Общество. Просмотров: 16

В твиттер
Нравится


Новости на эту тему:
В понедельник начинают отмечать Масленицу
В понедельник начинают отмечать Масленицу
Масленица, или как этот праздник еще называют - Сырная седмица, - период, предваряющий Великий пост, начинается у православных христиан в понедельник, 23 февраля. В традиционном русском быту Масленица отмечалась как яркий народный карнавал с обилием еды и разв ...
Сегодня у православных начинается Великий пост
Сегодня у православных начинается Великий пост
2 марта у православных верующих начинается Великий пост. Продлится он до 18 апреля. Пост Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы называется Великим постом по особой важности его установления. ...
9-08-2011, 21:14

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Гривня резко покатилась вниз
Важные вопросы в Киеве будут решаться через референдумы
Александр Попов заверил, что без мнения киевлян судьба города решаться не будет
Киев в кредит закупит сотни новых троллейбусов и автобусов

НОВОТЕКА

ПОПУЛЯРНОЕ

ИНТЕРЕСНОЕ